Почему петербуржца, если он достаточно долго прожил в этом городе, сразу же можно выделить среди жителей других городов? Многие из нас задумывались над этим вопросом. Он отличается не чем-то одним. Это целый комплекс отличий, куда относится и особенность мышления, и разговор, и манера поведения, и ещё что-то неуловимое, что можно назвать неповторимой аурой петербуржца. Совершенно очевидно, что Петербург способен колоссально влиять на живущих здесь людей. Город целенаправленно изменяет нас, своих жителей в нужную ему сторону. Он также способен сломать человека физически и духовно, если тот не принимает эти изменения. Вряд ли в мире можно найти город с таким свойством. Этому влиянию города подвержены все без исключения люди, из всех слоев общества. Этот процесс одними из первых заметил литературоведы, искусствоведы. В жизни каждого деятеля культуры они недаром выделяю особые периоды жизни связанные с Петербургом.
Еще в школе мы писали сочинения о значении Петербурга в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока. Поэты, писатели, художники – все они претерпевали изменения в своем творчестве под влиянием города. Анализ этого явления, конечно же, делался неоднократно. Однако, корни его пытались найти не особенно глубоко, в основном, в культурных особенностях города – в его архитектуре, эстетике.
Очевидно, что особенности петербуржцев, отличающие их от жителей других городов, являются следствием более глубоких причин, нежели удивительная культура нашего города. Более того, сама культура Петербурга, его архитектура, эстетика являются следствием тех же причин, которые мы сейчас обсудим.
С точки зрения чувствующего человека Петербург является уникальным местом, подобно которому на земном шаре, может быть, нет. Уникальность этого места заключается в том, что энергетическая атмосфера здесь меняется на каждом шагу. В любом другом городе можно ощутить какие-то однородные участки, где человек чувствует себя более или менее спокойно и комфортно. Энергетика Петербурга, которая ощущается телом, то есть неосознанно, не позволяет организму человека находиться в уравновешенном, безразличном состоянии. На телесном уровне человек постоянно испытывает изменения, переключения. Это приводит к тому, что у каждого петербуржца определенные умения компенсировать эту неоднородность, неустойчивость энергетической атмосферы. Но эти умения возникают на ином уровне, а не на уровне непосредственно телесных ощущений. Это возникает на уровне психики, ментальном уровне. Человек, живущий в Петербурге, должен выработать особую внутреннюю устойчивость нервной системы, своего мышления, которые позволяют скомпенсировать бесконечные изменения условий существования его тела. И эта внутренняя устойчивость становится свойством психики человека, длительное время живущего в Петербурге. Петербуржец оказывается в безвыходном положении. Если он сумел выработать у себя эту внутреннюю устойчивость, тогда он может быть здоровым и жить долго, если не сумел – тогда его жизнь в Петербурге превращается в мучение и он беспрерывно болеет. Думаю, у каждого из нас есть примеры таких людей. Основная масса людей, приезжающих в Петербург, все-таки вырабатывает в себе эту внутреннюю устойчивость. Эта устойчивость является результатом того, что средний петербуржец подсознательно гораздо больше ориентируется на духовные и идеологические ценности, чем человек из другого региона мира. Потому что эти ценности для петербуржца являются психологическими эквивалентами необходимой внутренней стабильности нервной системы, без которой он физически не может жить в Петербурге.
Таким образом, экологическая среда Петербурга создает определенный вид психологической или ментальной жизни петербуржца. И конечно же, потребности нервной системы в стабильности реализуются на всех уровнях. Начиная с того, что Петербург всегда отличался особым стилем речи, чистым и нейтральным языком, наиболее близком к литературному. В качестве объяснения этого вы можете сказать, что Петербург долгое время являлся литературной столицей России, здесь формировались литературные традиции. Но почему рабочий Петербурга, не связанный с литературой, говорит чище, чем рабочий из любого другого города? Ответить на этот вопрос можно только в том случае, если понять, что язык, кроме того, что он является средством передачи информации, средством общения, является также и средством внутренней саморегуляции. Житель Петербурга гораздо больше склонен добиваться какой-то ясности, чистоты и четкости собственной речи потому, что именно чистота и четкость речи обеспечивают ему требуемую внутреннюю устойчивость и стабильность на ментальном уровне.
С этой же точки зрения можно посмотреть и на архитектуру Петербурга. Лепные украшения, маски, барельефы, скульптура, которые имеются на всех старых зданиях, это многочисленные островки, повышающие стабильность восприятия человека и позволяющее ему получать больший психологический комфорт. У петербуржцев существует физическая потребность в этих внешних украшениях. Все эти элементы обеспечивают независимость зрительной опоры от стен здания, от его функционального назначения, независимо от самой окружающей обстановки. А знаменитые петербургские решетки? С энергетической точки зрения – это структуры, несущие точное функциональное назначение. Они сделаны не так, как в других городах. Решетки создают некую энергетическую непрерывность, однородность, компенсирующую природную изменчивость. Находясь у любой петербургской решетки, можно почувствовать, что находишься в непрерывной зоне, которая сохраняет тебя и поддерживает в одном и том же состоянии. Такой функции решеток в других городах не наблюдается.
Таким образом, Петербург, всеми своими средствами – культурными традициями, архитектурой, традициями взаимодействия между людьми носит в себе стремление к стабильности. Тело петербуржца в силу энергетических особенностей природной среды не знает такой стабильности, а выжить без нее невозможно. Поэтому человек ищет стабильность в области духовной жизни. И сам создает для себя такую среду.
В чем же причина этих ни с чем не сравнимых особенностей Петербурга? Колоссальный город построен исходя из частных военно-политических задач на принципиально непригодном для жизни месте, на болоте. Болото – это пустое, с энергетической точки зрения, образование, своего рода энергетический вакуум. Болото не создает энергетической платформы для объектов, находящихся на нем.
Если строить на болоте какие-то сооружения, каждое из которых будет обладать своей энергетикой, то вся эта пестрая мозаика будет как бы висеть в энергетической пустоте. Соответственно возникло странное взаимодействие исходной природной среды и городских построек, которое привело к тому, что ни в одном месте Петербурга нет ничего постоянного с энергетической точки зрения.
На общую энергетическую нестабильность, присущую географическим условиям, налагаются еще и погодные условия. Петербургский воздух отличается аномально высокой влажностью. Мелкий моросящий дождь, наряду с известными культурными традициями является достопримечательностью города. Состояние непрерывной влаги, непрерывно моросящего дождя создает также особое состояние человека. При этом речь идет именно о петербургском дожде. Не о том дожде с громом и молниями, и который сам может вызвать чувство подъема и свежести, а об этом нудном, противном, моросящем неделями дожде, об измороси, которая оседает на лице, пропитывает влагой все на свете. Если человек при это сконцентрирован на телесных ощущениях, он, в буквальном смысле начинает испытывать недомогание. Эта атмосфера приводит к тому, что человеку нужно куда-то деться от этих ощущений. И петербуржец находит, куда он может уйти. В различные увлечения – книги, театры, музеи, коллекционирование, решение кроссвордов, другие ментальные упражнения.
Только в Петербурге имеется так много людей, которые знают, что для того, чтобы успокоить свои нервы, надо почитать книжку или сосредоточиться на каком-то хобби. Именно петербуржцы хорошо знают, как принципиально важно душевное спокойствие и внутренняя гармония, без которой, как они чувствуют, невозможно жить. Конечно, сейчас в Петербург приезжает много новых людей.
Горожане теперь не представляют собой однородную дружную семью, где все себя хорошо чувствуют. Но наблюдение за приезжими показывает, что ни один человек не может избежать необходимости стабилизации себя на ментальном, духовном уровне. Соответственно, если он проживет в Петербурге достаточно долго, лет 30, то Петербург нивелирует его, сделает таким, каким нужно быть в этом городе. Вынудит пользоваться средствами внутренней регулировки. Это есть главная особенность Петербурга и его жителей. В этом смысле, действительно, петербуржец – особый тип человека.
Розов С.П.