Несправедливости на работе появились, как только человечество принялось трудиться коллективно. То есть задолго до того, как шведский психолог Ханц Лейман начал исследовать психологическое насилие в современных офисах. И дал неприглядному явлению имя — моббинг.
В силу особой актуальности проблемы новое слово «моббинг» стремительно перекочевало в другие языки. Интересно, что применительно к животному миру оно означает нападение стада травоядных на хищника. Впрочем, и в человеческом сообществе термин с абсолютной точностью иллюстрирует картину джунглей (не случайно слово «mob» переводится с английского, как «толпа»). И подразумевает незаслуженную критику или социальную изоляцию человека как со стороны коллег, так и со стороны руководства. Подчас речь идет о продуманном психологическом каннибализме, противостоять которому тяжело и разрушительно для здоровья. Поэтому важно уметь распознавать проблему уже в зародыше. И действовать незамедлительно. Кому это надо?
Пcихологи, занимающиеся профессиональными отношениями, выделяют два основных вида моббинга. Горизонтальный, когда человек дискриминируется коллегой или группой работников, стоящих приблизительно на одной ступеньке карьерной лестницы. И вертикальный, когда притеснением подчиненного занимаются боссы. Промежуточный вариант рабочего преследования — так называемый «сэндвич-моббинг». В этом случае жертва — как правило, руководитель среднего звена — подвергается двойному удару. Бедняге не позавидуешь: с одной стороны, его давит шеф, с другой — коллеги или подчиненные, почувствовавшие, что под начальником горит стул, а значит, место скоро окажется вакантным.
Нередко травля одиночки, обычно новичка, становится формой существования всего коллектива.
Что же руководит теми, кто раскачивает общую лодку? Мотивы могут быть разные. Боссы защищают свою территорию от посягательств более сильного конкурента «снизу» или реализуют личные амбиции по принципу «разделяй и властвуй». Но, по признанию работников служб персонала, моббинг со стороны начальства — чаще всего не самодурство, а вполне продуманная политика сокращения кадров. Таким иезуитским образом удается почистить штат без существенных финансовых потерь — не выплачивать уволенным сотрудникам компенсационного пакета, а повернуть дело так, чтобы они сами были счастливы унести из компании ноги.
В случае же горизонтального моббинга корыстные соображения — довольно редкий мотив. Обычно издевательствами над себе подобными развлекаются ущербные люди, элементарно страдающие от скуки. В особенно печальных случаях травля одиночки, обычно новичка, становится формой жизни всего коллектива. Убрав одну жертву, мобберы ищут новую.
В Соединенных Штатах существует специальный институт The Workplace Bullying & Trauma Institute, который ежегодно проводит исследование этой проблемы. В 2007 году ситуация была следующей: наиболее частым оказался моббинг в отношении работников-женщин, причем со стороны начальниц своего же пола (50%). К мужчинам высокопоставленные леди оказались более благосклонны — их пострадало около 30%. Наименее распространена ситуация притеснения со стороны боссов-мужчин. Они терроризируют 12% мужчин и лишь 8% женщин.
продолжение здесь http://www.elle.ru/article/2340/2/